Наткнулась в интернете на программу формирования социально-коммуникативной компетентности у дошкольников.
Социально-коммуникативная компетентность подразумевает развитие следующих умений:
- умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (весёлый, грустный, рассерженный, упрямый и т. д.) и рассказать о нём;
- умение получать необходимую информацию в общении;
- умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам;
- умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками;
- умение спокойно отстаивать своё мнение;
- умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей;
- умение принимать участие в коллективных делах (договориться, уступать т.д.);
- умение уважительно относиться к окружающим людям;
- умение принимать и оказывать помощь;
- умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.
Вы понимаете, ребенок еще дошкольником должен это уметь?
Теперь вернемся к взрослым.
Скольких людей в своем окружении вы знаете, у кого развиты все эти умения?
Как психолог, работающий с семейными парами, имею сказать, что отношения разрушаются часто потому, что людей не научили простым вещам в детстве.
Учиться же общаться, будучи взрослым, кому-то в голову не приходит, а кому-то не хочется — проще жить с убеждением «что делать, я такой».