Умение распоряжаться деньгами — необходимое качество для современного человека. Как мы знаем, многие навыки формируются в детстве. Обращение с деньгами — не исключение. Как же помочь ребенку понять, что такое деньги, научить с ними правильно обращаться, и когда этим нужно начинать заниматься?
Правильное обращение с деньгами — это как?
Правильное обращение с деньгами предполагает четыре навыка:
- Умение зарабатывать
- Умение тратить
- Умение сохранять (копить)
- Умение инвестировать.
Хорошо, если все эти навыки в равной степени сформированы и выражены в жизни — тогда человек не испытывает материальных сложностей и легко достигает материального благополучия.
Первое, что нужно усвоить — дети всегда находятся в отношениях со своими родителями и в их поле.
То, как сам взрослый ведет себя по отношению к деньгам, больше всего влияет на поведение ребенка. Поэтому прежде чем что-то требовать от своего чада, имеет смысл посмотреть, что с этим у вас. Например, ваш ребенок не научится копить или инвестировать, если вы склонны брать кредиты и занимать у знакомых.
Главное правило при формировании любого поведения у ребенка — начни с себя.
Если вы догадываетесь или точно знаете, что у вас самих с этим проблемы, попробуйте для начала прочитать пару книг. Например, Н.Хилп «Думай и богатей», Р. Киосаки «Богатый папа, бедный папа». Также можно почитать о том, как Трент Хамм, владелец сайта финансовых советов, обучал свою 6-летнюю дочь обращению с финансами.
Финансовое просвещение: когда начать?
Объяснять детям, что такое деньги, откуда они берутся и зачем нужны, можно, начиная примерно с 3-4-хлетнего возраста. В этот период ребенок начинает активно играть в ролевые игры: в магазин, больницу, парикмахерскую и т. п. Дети обычно быстро схватывают смысл происходящего в игре, они задают вопросы и очень тонко чувствуют отношение самих взрослых к этой теме.
Во время походов в магазин полезно объяснять ребенку смысл происходящего. Когда вы вместе, лучше расплачиваться наличными, потому что операции по безналичному расчету детям сложно понять, им важна наглядность. Также в магазине можно играть и формировать необходимые понятия «больше-меньше», «дорого-дешево», учить счету и математическим действиям.
Игры должны быть простыми и понятными. Помните — детям не нужны умные и скучные лекции, им нравится веселиться и играть.
Дети и семейный бюджет
Личный опыт лучше нотаций о том, что деньги не нужно тратить на ерунду. Поэтому ребенка полезно привлекать к планированию семейного бюджета и покупок. Если ребенок участвует в планировании бюджета, он начинает лучше понимать слова «сейчас на это нет денег» или «мы сможем купить это, но немного позже».
Если родители привлекают ребенка к обсуждению крупных покупок, это повышает его самооценку и учит планировать траты. Также участие в планировании бюджета семьи благотворно влияет на развитие ответственности детей:
— дошкольника можно просить в магазине искать нужные товары или выгодные цены, сверять покупки со списком,
— младшего школьника можно привлекать к подсчету суммы покупок на калькуляторе,
— подростку можно передать контроль за наличием дома продуктов и самостоятельное составление актуального списка покупок.
Дети и карманные деньги
Иногда родители спрашивают: «Как давать детям карманные деньги: побольше и сразу на весь месяц или раз в пару дней подкидывать небольшую сумму?». Можно ли научиться кататься на велосипеде, если за него дают только подержаться? Ответ очевиден — нет. С деньгами так же.
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок в будущем умел обращаться с деньгами, без сомнения, ему нужно давать карманные деньги. Сколько — зависит от доходов семьи.
Как давать карманные деньги детям
Маленькие дети по-другому воспринимают время (вспомните себя — в детстве день длился дольше, ждать было тяжело и т. п.), поэтому лучше давать не всю сумму один раз в месяц, а разбить «выплату» по неделям.
— Трент Хамм предлагает схему: давать на карманные расходы количество денег, равное возрасту ребенка. Т.е., если ребенку 5 лет, даем ему 5$. В пересчете на российскую реальность, если следовать этому методу, можно давать по 100 руб в неделю на прожитый год, т. е., 500 руб/неделю пятилетнему ребенку.
— Удобно давать мелкими деньгами и монетами — так проще научить ребенка копить, разбивать их на разные нужды и т. п.
И, конечно, нужно помогать ребенку считать, если он пока испытывает с этим сложности.
Карманные деньги и контроль
Карманные деньги — это личные деньги ребенка. Если родитель тщательно контролирует все траты ребенка и высказывается по любому поводу — это, скорее, вызовет негативные чувства и действия из протеста, чем научит правильно обращаться с финансами. Как много примеров, когда в семье царил излишний контроль, но вырвавшиеся на свободу дети после окончания школы начинают совершать импульсивные покупки, покупать запрещенную еду и т. п.!
Представьте, что вам на работе выдали зарплату, но весь следующий месяц вы должны отчитываться начальнику, как и на что вы ее тратите, а он делает замечания по тратам. Как вам ощущения? У ребенка примерно такие же.
Ответственность формируется только при наличии свободы. Чтобы ребенок научился делать рациональный выбор при покупках, ему надо пройти этап нерациональных трат. Знания, полученные в результате собственного опыта, намного ценнее услышанных от других.
Деньги: поощрение и наказание
Поощрение
Поощрять деньгами за успешную учебу можно, если поощрение — понятная система, которая изначально оговаривается с ребенком. Например, в начале четверти оговариваются суммы, которые он получит при достижении тех или иных результатов по ее окончании. Это похоже на премию, которую вы можете получить при выполнении плана на работе. Единственное, на что нужно обратить внимание, чтобы планы для ребенка были реальными и выполнимыми.
Такая система может вполне дополнительно мотивировать ребенка хорошо учиться (при условии, что бабушка не дает просто так суммы бОльшие, чем вы оговорили с ребенком).
Наказание
Можно ли лишать ребёнка денег (в том числе и тех, что ему уже дали) за крупные проступки: «Принёс три двойки за день — сиди неделю без денег»? Ответ: НЕТ.
Ребенка не лишают карманных денег за проступки, тем более не отбирают уже накопленные. Это воспринимается ребенком, как грабеж, что, собственно, таковым и является. Кроме чувства беспомощности, зависимости и обиды это вряд ли к чему-то приведет.
Как правило, лишая ребенка карманных денег, родители как бы мстят за свою боль, для них это способ справиться с ощущением бессилия.
«Я чувствую себя беспомощно как родитель –> лишил карманных денег ребенка, проявил свою волю –> почувствовал свою силу и власть». Это ощущение власти в итоге не решает проблемы. Разбираться нужно с причинами трудностей и учиться договариваться, а не решать конфликты силовым способом.
Как научить ребенка копить деньги
Можно ли научить ребёнка копить и делать рациональный выбор, а не тратить сразу всё, что есть? Нет, нельзя. Вы можете только поделиться приемами обращения с деньгами.
Например, хороший способ — завести 2 банки разного цвета, одна — для накоплений, а вторая — для повседневных трат, и объяснить, как этим пользоваться.
Трент Хамм предлагает еще заводить и третью банку — копилку, куда откладываются монетки для благотворительности, чтобы учить ребенка делиться с теми, кто нуждается в помощи.
Если ребенок берет свои карманные деньги, когда вы идете вместе в магазин (а это ему имеет смысл предлагать), то когда у него не хватает денег на желаемую игрушку, лучше не добавлять недостающее (есть риск сформировать у него привычку занимать), а объяснить, как он может накопить недостающую сумму.
Вообще давать деньги в долг ребенку не стоит — он не сможет их отдать. Хотите сделать подарок — сделайте, но не предлагайте «добавить», «дать в долг» — вряд ли это те модели, которым вы хотите научить своего ребенка.
Сомневаетесь? Посмотрите этот милый мультфильм)